Загружаем

Нажмите для поиска

Маркетинг

Процесс сегментирования товарного рынка

Поделиться

Сегментирование рынка — это универсальный метод разделения хоть какой отрасли на однородные группы. Данный процесс применяется не только лишь в отношении потребителей для определения целевой аудитории. Сегментирование помогает проанализировать ассортимент всех представленных на рынке производителей, выстроить карту конкурентных групп и найти границы ценовых частей. В этой статье мы тщательно разглядим семь универсальных методов проведения сегментации товарного рынка.

product-segmentation

Продуктовая сегментация рынка помогает посмотреть на всякую ветвь под стратегическим углом. Объединение всех продуктов рынка на однородные группы помогает провести высококачественный анализ рыночной конъюнктуры, выявить более нужные товарные группы в отрасли, оценить емкость каждого сектора и составить прогноз динамики его роста, выявить главные рыночные тенденции и в итоге создать работающую длительную ассортиментную стратегию.

7 базисных способов поиска частей

В мировой практике выделяют 7 главных способов сегментации ассортимента на рынке: по товарным группам, по базисным функциям / чертам продукта, по объему и размеру продукта, по типу упаковки продукта, по производителю, по ценовым секторам, также композиция нескольких характеристик.

prsegment-base

1-ый принцип — товарные группы

Товарные группы — это огромные категории продуктов, объединенные по мотивированному предназначению и принципу использования. Товарные группы — это более детализированное представление отрасли в целом. Товарные группы, в каких не представлен продукт компании по факту представляют собой отличные источники роста бизнеса. Выход в новые товарные группы обычно не приводит к понижению продаж продаж текущего ассортимента, потому что обхватывает полностью новые потребности покупателя.

pr-segment-ex1

К примеру, товарными группами рынка домашней техники являются: стиральные машины, холодильники, чайники, телеки и т.п.

2-ой принцип — по предназначению продукта

Данный вид выделения частей является самым всераспространенным и обширно применяемым. В базе данного метода сегментации рынка по группам продуктов лежат главные функции и свойства продуктов, которые потребитель учитывает при покупке. Чем детальнее сегментация по главным функциям продуктов, тем проще найти свободные рыночные ниши для развития компании.

pr-segment-ex2

Приведем пример сегментирования рынка шоколада:

  • по цвету и составу: черный, молочный, белоснежный
  • по смеси: воздушный и не воздушный
  • по внешнему облику: батончик, плитка, конфета, другие формы
  • по вкусам: незапятнанный шоколад, с орешками, с фруктами, и т.д.

3-ий принцип — по ценовым секторам

Таковой вид рыночной сегментации важен для осознания сформировавшихся ценовых границ рынка. С течением времени на рынке инсталлируются точные границы ценовых частей, которые молвят покупателю о качестве продукта, его трудности, уникальности и премиальности. Исходя из уровня собственного дохода, ожиданий от эффективности продукта либо желания в доказательстве собственного общественного статуса клиент выбирает продукт из 1-го из установленных ценовых частей. Если покупателю охото базисный продукт, он вероятнее всего купит продукт по самой низкой стоимости. Если ему принципиально качество продукта, гарантированный итог и статус — он вероятнее направит внимание на более дорогие продукты.

pr-segment-ex3

Часто встречающийся пример ценового сегментирования: низко-ценовой сектор либо эконом сектор, средне-ценовой сектор, высоко-ценовой сектор, премиум сектор.

Читайте подробнее: Четыре ценовых сектора: подробное описание стратегий и тактик работы

4-ый принцип — по объему продукта

Данный вид сегментирования помогает составить безупречный профиль продукта, позволяет выявить более нужный и удачный для покупателя объем покупки. Можно выделить последующие виды объемов продукта: объем для пробной, разовой покупки либо поездки; объем для нерегулярного использования на 1 человека; объем для постоянного юзера; объем, способный удовлетворить потребность в продукте нескольких человек либо целой семьи.

pr-segment-ex4

Пример сегментирования напитков по объему: 0,33 л, 0,5 л, 1 л, 1,5 л и 2л

5-ый принцип — по упаковке продукта

Данный вид сегментирования позволяет выявить более востребованную упаковку в секторе, а анализ динамики объемов продаж таких частей позволяет выявить тенденции развития упаковки на рынке.

pr-segment-ex5

Примеры сегментирования товарного рынка по упаковке:

  • разовая либо многоразовая
  • футляр, банка, туба, флакон
  • вертикальная, горизонтальная, непростая
  • с защитой от вскрытия, без защиты от вскрытия
  • с мерным стаканчиком, без мерного стаканчика

6-ой принцип — по производителю

Позволяет оценить широту ассортимента главных игроков рынка в каждом секторе, силу, воздействие и размер соперника. Примеры сегментирования по производителю: региональные, национальные, многонациональные; по брендам и маркам на рынке; по наименованию производителя.

pr-segment-ex6

Комбинирование нескольких методов в одном

Полезно проводить данный вид сегментации раз в год с целью подробного поиска свободных рыночных ниш. Комбинированный подход значит последовательное внедрение нескольких видов сегментирования продуктов. Всераспространенные примеры:

  • сегментирование рынка по ценовым секторам, а потом каждый ценовой сектор по брендам
  • сегментирование рынка по типам деяния, а потом каждый сектор по брендам
  • сегментирование рынка брендам, а потом по объемам и видам упаковки

Последовательность действий

Если перед вами стоит задачка провести продуктовую сегментацию отрасли, то предлагаем пользоваться нашей универсальной методикой, при помощи которой можно не только лишь тщательно оценить структуру рынка, да и отыскать свободные рыночные ниши для расширения сферы деятельности компании.

Шаг Описание шага
Шаг 1-ый Перечислите все продукты, имеющееся на рынке: в перечислении не стоит быть максималистом и стараться окутать рынок на 100%. Довольно перечислить все продукты больших и средних игроков.
Шаг 2-ой Выпишите все свойства, по которым перечисленные продукты отличаются. Такими чертами могут быть: характеристики, объем, упаковка, стоимость, особенный вкус, запах и т.д.
Шаг 3-ий Проведи опрос потребителей мотивированного рынка и спросите: по каким чертам они в реальности делят продукты на рынке. Опрос целевой аудитории очень принципиальный момент хоть какого сегментирования рынка. Потому уделите этому пт достаточное количество времени. Если у вас нет ресурсов, опросите хотя бы 5-10 человек для формирования общего представления о рынке.
Шаг 4-ый Составьте полный список критериев сегментирования на базе п.2 и п.3
Шаг 5-ый Опишите каждый продукт из перечня по перечисленным чертам.

Читайте подробнее: Пример сегментирования товарного рынка: 6 шагов для проведения безупречного сегментирования отрасли.

Готовые решения

Вы сможете скачать шаблон с примером проведения сегментирования товарного рынка в разделе «Готовые шаблоны по маркетингу».

Tags:
Александр Стихарев

Создатель клуба COSTPER, cоздатель сервиса аналитики в социальных сетях STIK.PRO. Руководитель отдела маркетинга в клинике Медиэстетик.

  • 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Мы отправляем дайджест с новыми статьями и информацию о мероприятиях.