Загружаем

Нажмите для поиска

Маркетинг

Принятая типология продуктов

Поделиться

В статье рассмотрена принятая систематизация продуктов и услуг в маркетинге. Всего существует 6 видов типологии продуктов, познание которых сформировывает единую терминологию, также помогает верно подойти к управлению ассортиментным ранцем компании и к разработке ассортиментной стратегии бренда.

product-classification

Оглавление:

  1. Систематизация продуктов по предназначению
  2. Систематизация продуктов по продолжительности срока службы
  3. Систематизация по частоте появления потребности
  4. Систематизация продуктов по взаимозаменяемости
  5. Систематизация по роли в ранце бренда
  6. Систематизация по уровню вовлеченности в покупку

 

Систематизация продуктов по предназначению

По предназначению продукты делятся на продукты личного употребления (потребительские) и промышленные продукты. Потребительские продукты приобретаются для ублажения потребностей 1-го человека либо членов семьи, а промышленные продукты приобретаются для производства других продуктов и для функционирования компании (сырье, технологии).

 

Систематизация продуктов по продолжительности срока службы

По продолжительности службы все продукты можно поделить на продукты долгого использования, короткосрочного использования и разовые. Продукты долгого использования – это домашняя техника, авто, мобильники, мебель. Продукты короткосрочного использования – продукты, срок службы которых может исходить сходу после использования (продукты питания, напитки, сигареты) либо в итоге использования пару раз (мыло, зубная паста, косметика и гигиенические принадлежности). Разовые продукты приходят в непригодность после первого использования.

 

Систематизация по частоте появления потребности в товаре

Одна из самых нередко применяемых классификаций продуктов в маркетинге: разделение продуктов по частоте появления потребности. Выделяют продукты ежедневного (массового) спроса, продукты повторяющегося спроса, подготовительного выбора, ограниченного и сезонного спроса.

Вид группы продуктов Описание
Продукты ежедневного спроса Продукты с высочайшей частотой покупки, покупаемые на постоянной базе и требующие малых усилий для сопоставления из-за постоянной покупки (молоко). Риск совершения неверной покупки мал для потребителя, потому выбор данных продуктов связан с низкой вовлеченностью в покупку и с низкой лояльностью.
Продукты повторяющегося спроса Продукты, на которые спрос появляется временами в момент появления отсутствия продукта (электронные лампочки)
Продукты подготовительного выбора Продукты долгого использования, требующие дополнительных временных ресурсов покупателя для анализа инфы, сопоставления и совершения выбора. Риск совершения неверной покупки высок, потому при выборе данных продукты покупатели показывают высшую вовлеченности в покупку.
Продукты ограниченного спроса Изделия, спрос на которые появляется только у определенной группы населения. Продукты, предназначенные не для широкой публики. Luxury продукты. Характеризуются статусным потреблением, высочайшей вовлеченностью в покупку, высочайшей лояльностью и ценой покупки.
Продукты сезонного спроса Продукты, потребность в каких появляется в определенный момент времени (туристские путевки, одежка, некие продукты питания – мороженое)

 

Систематизация продуктов по взаимозаменяемости

По взаимозаменяемости выделяют продукты — субституты (взаимозаменяемые), комплементарные продукты (взаимодополняемые) и продукты, не имеющие аналогов. Товары-субституты являются друг дружке прямыми соперниками; они — продукты с схожими чертами. При отсутствии 1-го продукта, его просто можно поменять на другой. (Пример, два различных пакета молока с 2,5% жирности). Небрендовые продукты всегда становятся взаимозаменяемыми. Комплементарные продукты означают, что внедрение 1-го продукта тянет за собой одновременное внедрение второго продукта (зубная паста и щетка, бритва и лезвие, обувь и шнурки).

 

Систематизация по роли в ранце бренда

Данная систематизация продуктов и услуг помогает верно найти роль каждой товарной группы в ранце бренда и создать эффективную ассортиментную стратегию. По значению для ассортиментного ранца выделяют: фаворитные и локомотивные продукты, «муравьев», тактические товарные группы и стимулирующие продукты.

Вид группы продуктов Описание
Фавориты Обеспечивают лидерство компании в определенном секторе.
Локомотивы Являются генератором основного объема продаж и прибыли компании. Занимают высшую долю в ранце и являются главным источником роста продаж. Поддерживаются рекламой.
«Муравьи» Обеспечивают достаточный объем продаж (до 50% от ранца). Могут иметь низкую рентабельность. Носят функцию «стабильности» и «неизменности» ранца. Фактически не вырастают, не поддерживаются рекламой, приносят гарантированный размеренный доход.
Тактические продукты Продукты, нужные для временной поддержки бренда (промо-продукты) либо для укрепления позиционирования бренда, для роста лояльности целевой аудитории. Имеют низкую долю в ранце, обычно есть в ограниченном периоде времени.
Стимулирующие продукты Продукты, призванные совершить пробную покупку в пользу бренда.

 

Систематизация по уровню вовлеченности в покупку

Последняя систематизация продуктов в маркетинге: разделение всех товаров по уровню вовлеченности мотивированного потребителя в покупку. Выделяют продукты с высочайшей вовлеченностью (приобретение которых связано с высочайшим риском для покупателя) и с низкой вовлеченностью (продукты, приобретение которых связана с низким риском для покупателя).

Для того, чтоб осознать, каким уровнем вовлеченности обладает продукт, нужно уметь определять опасности для покупателя. Все потребительские опасности покупки продукта могут быть последующего нрава: многофункциональные, физические, денежные, социальные, психические, утрата времени.

Вид рисков Короткое описание
Многофункциональные состоят в том, что действие и итог от использования неведомого продукта может не соответствовать ожиданиям потребителя
Физические неведомый продукт может сделать дискомфорт при использовании для потребителя
Денежные потребитель будет разочарован, если приобретенный неведомый продукт не оправдает его ожидания в итоге, к тому же понесет дополнительные денежные издержки на приобретение нового продукта
Социальные продукт может затруднить общение с другими людьми
Психические потребитель всегда от приобретения продукта вожделеет получить ублажение, как физическое, так и эмоциональное, при покупке неведомого продукта он рискует быть неудовлетворенным покупкой и испытать отрицательные эмоции
Утрата времени неспособность продукта удовлетворить потребность вынуждает потребителя находить подмену, а означает нести дополнительные издержки на поиск и приобретение нового продукта

Tags:
Александр Стихарев

Создатель клуба COSTPER, cоздатель сервиса аналитики в социальных сетях STIK.PRO. Руководитель отдела маркетинга в клинике Медиэстетик.

  • 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Мы отправляем дайджест с новыми статьями и информацию о мероприятиях.