Загружаем

Нажмите для поиска

Маркетинг

Принятая типология продуктов

В статье рассмотрена принятая систематизация продуктов и услуг в маркетинге. Всего существует 6 видов типологии продуктов, познание которых сформировывает единую терминологию, также помогает верно подойти к управлению ассортиментным ранцем компании и к разработке ассортиментной стратегии бренда.

product-classification

Оглавление:

  1. Систематизация продуктов по предназначению
  2. Систематизация продуктов по продолжительности срока службы
  3. Систематизация по частоте появления потребности
  4. Систематизация продуктов по взаимозаменяемости
  5. Систематизация по роли в ранце бренда
  6. Систематизация по уровню вовлеченности в покупку

 

Систематизация продуктов по предназначению

По предназначению продукты делятся на продукты личного употребления (потребительские) и промышленные продукты. Потребительские продукты приобретаются для ублажения потребностей 1-го человека либо членов семьи, а промышленные продукты приобретаются для производства других продуктов и для функционирования компании (сырье, технологии).

 

Систематизация продуктов по продолжительности срока службы

По продолжительности службы все продукты можно поделить на продукты долгого использования, короткосрочного использования и разовые. Продукты долгого использования – это домашняя техника, авто, мобильники, мебель. Продукты короткосрочного использования – продукты, срок службы которых может исходить сходу после использования (продукты питания, напитки, сигареты) либо в итоге использования пару раз (мыло, зубная паста, косметика и гигиенические принадлежности). Разовые продукты приходят в непригодность после первого использования.

 

Систематизация по частоте появления потребности в товаре

Одна из самых нередко применяемых классификаций продуктов в маркетинге: разделение продуктов по частоте появления потребности. Выделяют продукты ежедневного (массового) спроса, продукты повторяющегося спроса, подготовительного выбора, ограниченного и сезонного спроса.

Вид группы продуктовОписание
Продукты ежедневного спросаПродукты с высочайшей частотой покупки, покупаемые на постоянной базе и требующие малых усилий для сопоставления из-за постоянной покупки (молоко). Риск совершения неверной покупки мал для потребителя, потому выбор данных продуктов связан с низкой вовлеченностью в покупку и с низкой лояльностью.
Продукты повторяющегося спросаПродукты, на которые спрос появляется временами в момент появления отсутствия продукта (электронные лампочки)
Продукты подготовительного выбораПродукты долгого использования, требующие дополнительных временных ресурсов покупателя для анализа инфы, сопоставления и совершения выбора. Риск совершения неверной покупки высок, потому при выборе данных продукты покупатели показывают высшую вовлеченности в покупку.
Продукты ограниченного спросаИзделия, спрос на которые появляется только у определенной группы населения. Продукты, предназначенные не для широкой публики. Luxury продукты. Характеризуются статусным потреблением, высочайшей вовлеченностью в покупку, высочайшей лояльностью и ценой покупки.
Продукты сезонного спросаПродукты, потребность в каких появляется в определенный момент времени (туристские путевки, одежка, некие продукты питания – мороженое)

 

Систематизация продуктов по взаимозаменяемости

По взаимозаменяемости выделяют продукты — субституты (взаимозаменяемые), комплементарные продукты (взаимодополняемые) и продукты, не имеющие аналогов. Товары-субституты являются друг дружке прямыми соперниками; они — продукты с схожими чертами. При отсутствии 1-го продукта, его просто можно поменять на другой. (Пример, два различных пакета молока с 2,5% жирности). Небрендовые продукты всегда становятся взаимозаменяемыми. Комплементарные продукты означают, что внедрение 1-го продукта тянет за собой одновременное внедрение второго продукта (зубная паста и щетка, бритва и лезвие, обувь и шнурки).

 

Систематизация по роли в ранце бренда

Данная систематизация продуктов и услуг помогает верно найти роль каждой товарной группы в ранце бренда и создать эффективную ассортиментную стратегию. По значению для ассортиментного ранца выделяют: фаворитные и локомотивные продукты, «муравьев», тактические товарные группы и стимулирующие продукты.

Вид группы продуктовОписание
ФаворитыОбеспечивают лидерство компании в определенном секторе.
ЛокомотивыЯвляются генератором основного объема продаж и прибыли компании. Занимают высшую долю в ранце и являются главным источником роста продаж. Поддерживаются рекламой.
«Муравьи»Обеспечивают достаточный объем продаж (до 50% от ранца). Могут иметь низкую рентабельность. Носят функцию «стабильности» и «неизменности» ранца. Фактически не вырастают, не поддерживаются рекламой, приносят гарантированный размеренный доход.
Тактические продуктыПродукты, нужные для временной поддержки бренда (промо-продукты) либо для укрепления позиционирования бренда, для роста лояльности целевой аудитории. Имеют низкую долю в ранце, обычно есть в ограниченном периоде времени.
Стимулирующие продуктыПродукты, призванные совершить пробную покупку в пользу бренда.

 

Систематизация по уровню вовлеченности в покупку

Последняя систематизация продуктов в маркетинге: разделение всех товаров по уровню вовлеченности мотивированного потребителя в покупку. Выделяют продукты с высочайшей вовлеченностью (приобретение которых связано с высочайшим риском для покупателя) и с низкой вовлеченностью (продукты, приобретение которых связана с низким риском для покупателя).

Для того, чтоб осознать, каким уровнем вовлеченности обладает продукт, нужно уметь определять опасности для покупателя. Все потребительские опасности покупки продукта могут быть последующего нрава: многофункциональные, физические, денежные, социальные, психические, утрата времени.

Вид рисковКороткое описание
Многофункциональныесостоят в том, что действие и итог от использования неведомого продукта может не соответствовать ожиданиям потребителя
Физическиеневедомый продукт может сделать дискомфорт при использовании для потребителя
Денежныепотребитель будет разочарован, если приобретенный неведомый продукт не оправдает его ожидания в итоге, к тому же понесет дополнительные денежные издержки на приобретение нового продукта
Социальныепродукт может затруднить общение с другими людьми
Психическиепотребитель всегда от приобретения продукта вожделеет получить ублажение, как физическое, так и эмоциональное, при покупке неведомого продукта он рискует быть неудовлетворенным покупкой и испытать отрицательные эмоции
Утрата временинеспособность продукта удовлетворить потребность вынуждает потребителя находить подмену, а означает нести дополнительные издержки на поиск и приобретение нового продукта

Tags:
Александр Стихарев

Создатель клуба COSTPER, cоздатель сервиса аналитики в социальных сетях STIK.PRO. Руководитель отдела маркетинга в клинике Медиэстетик.

  • 1

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *