В статье рассмотрена принятая систематизация продуктов и услуг в маркетинге. Всего существует 6 видов типологии продуктов, познание которых сформировывает единую терминологию, также помогает верно подойти к управлению ассортиментным ранцем компании и к разработке ассортиментной стратегии бренда.
Оглавление:
- Систематизация продуктов по предназначению
- Систематизация продуктов по продолжительности срока службы
- Систематизация по частоте появления потребности
- Систематизация продуктов по взаимозаменяемости
- Систематизация по роли в ранце бренда
- Систематизация по уровню вовлеченности в покупку
Систематизация продуктов по предназначению
По предназначению продукты делятся на продукты личного употребления (потребительские) и промышленные продукты. Потребительские продукты приобретаются для ублажения потребностей 1-го человека либо членов семьи, а промышленные продукты приобретаются для производства других продуктов и для функционирования компании (сырье, технологии).
Систематизация продуктов по продолжительности срока службы
По продолжительности службы все продукты можно поделить на продукты долгого использования, короткосрочного использования и разовые. Продукты долгого использования – это домашняя техника, авто, мобильники, мебель. Продукты короткосрочного использования – продукты, срок службы которых может исходить сходу после использования (продукты питания, напитки, сигареты) либо в итоге использования пару раз (мыло, зубная паста, косметика и гигиенические принадлежности). Разовые продукты приходят в непригодность после первого использования.
Систематизация по частоте появления потребности в товаре
Одна из самых нередко применяемых классификаций продуктов в маркетинге: разделение продуктов по частоте появления потребности. Выделяют продукты ежедневного (массового) спроса, продукты повторяющегося спроса, подготовительного выбора, ограниченного и сезонного спроса.
Вид группы продуктов | Описание |
Продукты ежедневного спроса | Продукты с высочайшей частотой покупки, покупаемые на постоянной базе и требующие малых усилий для сопоставления из-за постоянной покупки (молоко). Риск совершения неверной покупки мал для потребителя, потому выбор данных продуктов связан с низкой вовлеченностью в покупку и с низкой лояльностью. |
Продукты повторяющегося спроса | Продукты, на которые спрос появляется временами в момент появления отсутствия продукта (электронные лампочки) |
Продукты подготовительного выбора | Продукты долгого использования, требующие дополнительных временных ресурсов покупателя для анализа инфы, сопоставления и совершения выбора. Риск совершения неверной покупки высок, потому при выборе данных продукты покупатели показывают высшую вовлеченности в покупку. |
Продукты ограниченного спроса | Изделия, спрос на которые появляется только у определенной группы населения. Продукты, предназначенные не для широкой публики. Luxury продукты. Характеризуются статусным потреблением, высочайшей вовлеченностью в покупку, высочайшей лояльностью и ценой покупки. |
Продукты сезонного спроса | Продукты, потребность в каких появляется в определенный момент времени (туристские путевки, одежка, некие продукты питания – мороженое) |
Систематизация продуктов по взаимозаменяемости
По взаимозаменяемости выделяют продукты - субституты (взаимозаменяемые), комплементарные продукты (взаимодополняемые) и продукты, не имеющие аналогов. Товары-субституты являются друг дружке прямыми соперниками; они - продукты с схожими чертами. При отсутствии 1-го продукта, его просто можно поменять на другой. (Пример, два различных пакета молока с 2,5% жирности). Небрендовые продукты всегда становятся взаимозаменяемыми. Комплементарные продукты означают, что внедрение 1-го продукта тянет за собой одновременное внедрение второго продукта (зубная паста и щетка, бритва и лезвие, обувь и шнурки).
Систематизация по роли в ранце бренда
Данная систематизация продуктов и услуг помогает верно найти роль каждой товарной группы в ранце бренда и создать эффективную ассортиментную стратегию. По значению для ассортиментного ранца выделяют: фаворитные и локомотивные продукты, «муравьев», тактические товарные группы и стимулирующие продукты.
Вид группы продуктов | Описание |
Фавориты | Обеспечивают лидерство компании в определенном секторе. |
Локомотивы | Являются генератором основного объема продаж и прибыли компании. Занимают высшую долю в ранце и являются главным источником роста продаж. Поддерживаются рекламой. |
«Муравьи» | Обеспечивают достаточный объем продаж (до 50% от ранца). Могут иметь низкую рентабельность. Носят функцию «стабильности» и «неизменности» ранца. Фактически не вырастают, не поддерживаются рекламой, приносят гарантированный размеренный доход. |
Тактические продукты | Продукты, нужные для временной поддержки бренда (промо-продукты) либо для укрепления позиционирования бренда, для роста лояльности целевой аудитории. Имеют низкую долю в ранце, обычно есть в ограниченном периоде времени. |
Стимулирующие продукты | Продукты, призванные совершить пробную покупку в пользу бренда. |
Систематизация по уровню вовлеченности в покупку
Последняя систематизация продуктов в маркетинге: разделение всех товаров по уровню вовлеченности мотивированного потребителя в покупку. Выделяют продукты с высочайшей вовлеченностью (приобретение которых связано с высочайшим риском для покупателя) и с низкой вовлеченностью (продукты, приобретение которых связана с низким риском для покупателя).
Для того, чтоб осознать, каким уровнем вовлеченности обладает продукт, нужно уметь определять опасности для покупателя. Все потребительские опасности покупки продукта могут быть последующего нрава: многофункциональные, физические, денежные, социальные, психические, утрата времени.
Вид рисков | Короткое описание |
Многофункциональные | состоят в том, что действие и итог от использования неведомого продукта может не соответствовать ожиданиям потребителя |
Физические | неведомый продукт может сделать дискомфорт при использовании для потребителя |
Денежные | потребитель будет разочарован, если приобретенный неведомый продукт не оправдает его ожидания в итоге, к тому же понесет дополнительные денежные издержки на приобретение нового продукта |
Социальные | продукт может затруднить общение с другими людьми |
Психические | потребитель всегда от приобретения продукта вожделеет получить ублажение, как физическое, так и эмоциональное, при покупке неведомого продукта он рискует быть неудовлетворенным покупкой и испытать отрицательные эмоции |
Утрата времени | неспособность продукта удовлетворить потребность вынуждает потребителя находить подмену, а означает нести дополнительные издержки на поиск и приобретение нового продукта |
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.