Что такое SWOT-анализ
Это инструмент стратегического менеджмента, с помощью которого анализируют факторы внешней и внутренней среды компании, оценивают риски и конкурентоспособность продукта в отрасли.
Объектом анализа может стать не только торговая точка, но и любой продукт, услуга, компания, предприятие, образовательное учреждение и даже личность.
Многие организации используют метод для анализа конкурентов, чтобы получить полноценное представление о состоянии рынка, собрать и систематизировать данные о сильных и слабых сторонах конкурирующих компаний.
Элементы SWOT-анализа
S — Strengths
Сильные стороны — конкурентные преимущества, которые укрепляют положение компании на рынке, способствуют повышению продаж и увеличению прибыли.
Сильные стороны необходимо постоянно поддерживать, развивать, использовать в коммуникации с целевой аудиторией.
W — Weaknesses
Слабые стороны — недостатки компании, которые сдерживают развитие бизнеса, мешают лидировать на рынке, снижают рост продаж и сокращают прибыль.
В долгосрочной перспективе слабые стороны лишают товар конкурентоспособности и приводят к потере доли рынка, поэтому важно отслеживать их состояние и искать способы устранения пробелов.
O — Opportunities
Возможности — благоприятные факторы внешней среды, которые могут способствовать развитию бизнеса. Возможности следует анализировать, оценивать и использовать при разработке стратегии для укрепления сильных сторон компании.
T — Threats
Угрозы — негативные факторы внешней среды, которые ослабляют конкурентоспособность компании, приводят к снижению продаж и потере доли рынка.
Чтобы минимизировать угрозы, важно предусмотреть вероятность их возникновения в краткосрочной перспективе, оценить возможные потери для компании и разработать решения, которые помогут вовремя исправить ситуацию.
Особенности SWOT-анализа розничного магазина
- Широкий ассортимент и актуальная продукция
- Удачное территориальное расположение магазина
- Разнообразие способов оплаты
- Привлекательная цена
- Гарантия качества и долговечности
Все факторы, которые оценивают в SWOT-анализе, должны быть связаны с перечисленными выше критериями успеха.
Примеры сильных и слабых сторон магазина
Чтобы провести SWOT-анализ, для начала определите преимущества и недостатки торговой точки. Заполните таблицу, ответив на вопрос: какими сильными и слабыми сторонами обладает компания в сравнении с конкурентами?
Преимущества
|
Да
|
Нет
|
Широкий ассортимент и наличие
топ-продукции
|
|
|
Присутствие в ассортименте популярных брендов и известных производителей
|
|
|
Адекватные цены и специальные акции на популярные товары
|
|
|
Удобное расположение для целевой аудитории, высокий уровень географической экспансии
|
|
|
Легкая навигация в магазине: покупателю нетрудно найти нужный товар
|
|
|
Привлекательный вид магазина, заметная вывеска.
|
|
|
Приятная обстановка внутри торговой точки: чистота, дизайн интерьера, порядок в выкладке продукции.
|
|
|
Удобство в перемещении по магазину, в том числе и с маленькими детьми
|
|
|
Возможность заказать товары с доставкой онлайн или по телефону
|
|
|
Программы лояльности для постоянных клиентов
|
|
|
Компетентные сотрудники и высокая скорость обслуживания
|
|
|
Доступны любые способы оплаты: наличные, банковская карта, Apple Pay и другие.
|
|
|
Качественная и привлекательная упаковка товара
|
|
|
Гарантия возврата, поддержка
и обслуживание после продажи
|
|
|
Системы для управления запасами
и цепями поставок
|
|
|
Эффективная реклама
и продвижение
|
|
|
Современные технологии обслуживания
|
|
|
Известность торговой марки магазина и доверие покупателей
|
|
|
Примеры угроз и возможностей для развития магазина
Далее определите, какими возможностями для роста обладает розничная торговая точка.
Возможности
|
Да
|
Нет
|
Открытие новых магазинов в своем регионе или экспансия в других городах
|
|
|
Повышение трафика на текущие торговые точки
|
|
|
Поиск новой аудитории в онлайне
|
|
|
Расширение ассортимента
|
|
|
Увеличение среднего чека покупки
с помощью акций, специальных предложений и активных продаж
|
|
|
Мониторинг способов снижения стоимости аренды, сокращения затрат на хранение товара, бухгалтерию, сотрудников и прочее
|
|
|
Мониторинг способов снизить размер налогов
|
|
|
Другие возможности
|
|
|
Угрозы
|
Да
|
Нет
|
Изменение вкусов целевой аудитории, смена модных тенденций, появление новых интересов
|
|
|
Ухудшение финансового положения покупателей по причине экономического спада или нестабильной экономики
|
|
|
Снижение покупательской способности по причине роста ипотечного кредитования и потребительских кредитов
|
|
|
Рост расходов на аренду помещения, закупку сырья и поддержку торговой марки превысит рост продаж
|
|
|
Повышение отпускных цен на продукцию
|
|
|
Изменение правового и налогового регулирования отрасли
|
|
|
Появление на рынке конкурентов, которые продают сопоставимый продукт или более дешевые аналоги
|
|
|
Другие угрозы
|
|
|
Составление SWOT-анализа
-
Проведите анализ рыночной среды магазина в разрезе внешних и внутренних факторов.
-
Сформулируйте сильные и слабые стороны, угрозы и возможности — можете воспользоваться примерами из таблицы и добавить другие факторы, которые характерны для вашего бизнеса и нуждаются в анализе.
-
Запишите эти характеристики в SWOT-матрицу, чтобы упростить процедуру анализа.
-
Сформулируйте выводы о необходимых действиях, указав последовательность выполнения и сроки.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.