Что такое PEST-анализ?
Стратегический инструмент, который используют организации, чтобы выявить, оценить и отслеживать макроэкономические факторы, способные повлиять на бизнес в настоящее время и в будущем. При проведении PEST-анализа рассматривают возможности и угрозы со стороны политических (P), экономических (E), социальных (S) и технологических (T) факторов.
Результаты анализа помогают в стратегическом планировании и исследовании рынка, полезны для других инструментов управления бизнесом, например, SWOT-анализа, SOAR-анализа, оценке рисков.
Зачем нужен
— Помогает оценить, как ваша стратегия вписывается в более широкую среду, и стимулирует стратегическое мышление.
— Позволяет составить список всех возможностей и угроз внешней среды
— Поддерживает более быстрое и компетентное принятие решений
— Помогает в планировании, маркетинге, организационных изменениях, разработке бизнеса и продуктов, управлении проектами и исследовательских работах.
Кому полезен
Любой организации, которой важно оценить текущее и будущее состояние рынка. Значимость каждой области в анализе будет варьироваться для разных секторов промышленности. Например, для IT-организаций, более важны технологические аспекты, а для сферы туризма решающими будут политические, социальные и экономические факторы.
Элементы PEST-анализа
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
Оценка политической стабильности и правового регулирования.
Изменения в законодательной базе государства, рынка или отрасли могут повлиять на деятельность и прибыль компании, например, при появлении законов, ограничивающих уровень наценки, меняющих систему налогообложения или ужесточающих требования по сертификации товара.
Также важно оценивать степень участия государства в бизнесе, уровень коррумпированности в отрасли, взаимоотношения государства с другим странами — негативные изменения в международных отношениях могут привести к санкциям, ограничениям на импорт сырья и экспорт продукции.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Экономические факторы определяют уровень жизни населения и его платежеспособность. Обладая информацией о текущем состоянии экономики и прогнозируя будущее, можно предугадать спрос, уровень цен, прибыльность. Анализ помогает понять, как формируются и распределяются экономические ресурсы на уровне государства.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ
Характеристики социального и культурного состояния рынка. При анализе как правило оценивают демографические показатели, уровень образованности населения и квалификации кадров, менталитет и культурные особенности, изменения социального положения, вкусов и предпочтений.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
Характеристики развития отрасли, технологического прогресса. Следует особенно внимательно анализировать данную группу факторов, поскольку технологии быстро развиваются и состояние рынка меняется вместе с ними.
Как провести PEST-анализ
Основная задача PEST-анализа — прогнозировать изменения внешней среды, которые способны повлиять на прибыль компании в будущем, поэтому учитывайте текущее состояние факторов и возможные изменения через 3-5 лет. Для разных географических рынков и разных отраслей потребуется выполнить отдельный анализ.
Этапы PEST-анализа
Шаг 1
Выберите факторы для анализа
Во время PEST-анализа часто рассматривают следующий перечень факторов:
Политические
|
Социально-культурные
|
Стабильность власти и текущего правительства
|
Уровень здравоохранения и образования
|
Бюрократизация и уровень коррупции
|
Отношение к импортным товарам и услугам
|
Налоговая политика
|
Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию
|
Свобода информации и независимость СМИ
|
Требования к качеству товаров и уровню обслуживания
|
Склонность к власти к регулированию отрасли
|
Культура формирования накоплений и кредитования
|
Количественные и качественные ограничения на импорт, торговая политика
|
Образ жизни и привычки потребления
|
Участие государственных компаний в отрасли
|
Развитие религии и других верований
|
Уровень защиты интеллектуальной собственности и авторских прав
|
Отношение к натуральным и экологически чистым продуктам
|
Антимонопольное и трудовое законодательство
|
Темпы роста населения
|
Законодательство по охране окружающей среды
|
Уровень миграции и миграционные настроения
|
Законодательство, регулирующее правила работы в отрасли
|
Поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни
|
Вероятность развития военных действий в стране
|
Социальная стратификация в обществе, меньшинства
|
|
Размер и структура семьи
|
Экономические
|
Технологические
|
Темпы роста экономики
|
Уровень инноваций и технологического развития отрасли
|
Уровень инфляции и процентные ставки
|
Расходы на исследования и разработки
|
Курсы основных валют
|
Законодательство в сфере экономического оснащения отрасли
|
Уровень безработицы, условия оплаты труда
|
Развитие и распространение интернета
|
Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны
|
Развитие мобильных устройств
|
Уровень располагаемых доходов населения
|
Доступность новейших технологий
|
Степень глобализации и открытости экономики
|
Степень внедрения, использования и передачи технологий
|
Уровень развития банковской сферы
|
|
Возьмите за основу этот список и добавьте другие внешние факторы, которые считаете важными. Подключите к анализу экспертов, накопивших определенный опыт в отрасли, чтобы составить более объективную картину и выполнить следующие шаги.
Шаг 2
Оцените степень влияния факторов
Оцените, насколько сильно факторы могут повлиять на прибыль компании. Условно обозначьте степень влияния шкале от 1 до 3:
1 — слабое влияние: любые изменения фактора почти незаметны для индустрии;
2 — среднее влияние: значительные изменения фактора повлияют на продажи и прибыль;
3 — сильное влияние: незначительные колебания факторов способны изменить индустрию, повлиять на продажи.
Шаг 3
Оцените вероятность изменений
Оценивайте вероятность изменений по пятибалльной шкале: 1 — минимальная, 5 — максимальная. Выставить оценку должен каждый из приглашенных экспертов. По итогам рассчитайте среднее арифметическое значение, которое сможете принять за реальную картину.
Шаг 4
Оцените реальную значимость факторов
На основе результатов второго и третьего шага сделайте вывод, насколько важен каждый фактор в действительности. Выберите наиболее значимые факторы, вероятность возникновения которых достаточно велика. Чем сильнее значение, тем больше внимания следует уделить решению потенциальных проблем.
Шаг 5
Составьте таблицу для анализа
Запишите наиболее важные факторы в таблицу в порядке приоритета и сделайте выводы: как изменения в индустрии повлияют на компанию, как эффективно использовать возможности и минимизировать угрозы.
Политические
|
Приоритет
|
Изменения в отрасли
|
Изменения в компании
|
Действия
|
Фактор 1
|
|
|
|
|
Фактор 2
|
|
|
|
|
Фактор 3
|
|
|
|
|
Экономические
|
Приоритет
|
Изменения в отрасли
|
Изменения в компании
|
Действия
|
Фактор 1
|
|
|
|
|
Фактор 2
|
|
|
|
|
Фактор 3
|
|
|
|
|
Социально-культурные
|
Приоритет
|
Изменения в отрасли
|
Изменения в компании
|
Действия
|
Фактор 1
|
|
|
|
|
Фактор 2
|
|
|
|
|
Фактор 3
|
|
|
|
|
Технологические
|
Приоритет
|
Изменения в отрасли
|
Изменения в компании
|
Действия
|
Фактор 1
|
|
|
|
|
Фактор 2
|
|
|
|
|
Фактор 3
|
|
|
|
|
Пример
Если в результате анализа мы выяснили, что платежеспособность большей части населения будет снижаться, — из этого можно сделать вывод, что потребительская корзина изменится, а спрос на более дешевые товары вырастет. Соответственно, предприятию следует пересмотреть ассортиментный ряд: сократить производство дорогих товаров, расширить линейку недорогих, избегать повышения цен.
Расширенный PEST-анализ
В зависимости от специфики бизнеса при анализе рассматривают модификации PEST. Наиболее распространена модель PESTEL, которая включает в себя еще две дополнительных группы факторов: экологические — Environmental or Ecological; и правовые — Legal.
Environmental or Ecological. В этой группе анализируют степень влияния компании на экологию региона, а также экологические факторы, которые могут отразиться на эффективности бизнеса.
Legal. В этой области анализируют возможные изменения правовых актов, от которых зависит прибыль и жизнеспособность фирмы в отрасли.
Другие вариации расширенного анализа:
PESTELI — PESTEL Industry analysis (отраслевой анализ рынка);
STEEP — PEST Ethnical (факторы этического характера);
LONGPEST — PEST Local National Global Factors. Включает оценку факторов на местном, национальном и глобальном уровне.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.